Администрация Красногвардейского района
Муниципальный район «Красногвардейский район» Белгородской области

ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ

Сегодня 28 июня 2023 года в 8-00 по московскому времени в ФАС России посредством системы видео-конференц-связи состоялось совещание по вопросам практики применения положений Федерального закона о контрактной системе. Ниже приведен краткий обзор вопросов, освещенных на этом мероприятии с позиций представителей контрольного органа.
ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ.

1. Применение норм постановления Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее - Постановление № 878).
Много вопросов связано  с порядком использования реестра российской радиоэлектронной  продукции (далее – реестр РЭП).  Правила формирования  и ведения реестра РЭП (далее – Правила) утверждены Постановлением № 878. Минпромторг  России обеспечивает формирование реестра РЭП в электронном виде с использованием системы ГИСП – сайт https://gisp.gov.ru/pprf/marketplace/#/products.
Однако с 1 июня 2023 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 27.03.2023 № 486 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», которое в том числе  изменило Правила с целью реализации разграничения  радиоэлектронной продукции на два уровня посредством указания сведений о таких уровнях в реестровой записи. 
В этой связи Минпромторг России на сайте ГИСП - https://gisp.gov.ru/pp719v2/pub/prod/rep/ - разместил реестр, доработанный с учетом внесенных в Правила изменений. В рамках указанного реестра обеспечивается формирование новых реестровых записей, соответствующих измененным Правилам.
Таким образом, при проверке реестровых записей, указанных участниками закупок в заявках необходимо пользоваться и одним и другим реестром.
Кнопка «Реестр телекоммуникационного оборудования» на сайте ГИСП   создана для удобства пользователей, телекоммуникационное оборудование не составляет  отдельный реестр, а является частью реестра РЭП.
Следовательно, реестр РЭП доступен по двум ссылкам: реестровые записи формата РЭ - ****/** доступны по ссылке https://gisp.gov.ru/pprf/marketplace/#/,  реестровые записи формата ****\**\2023 доступны по ссылке https://gisp.gov.ru/pp719v2/pub/prod/rep/. Уровень радиоэлектронной продукции может быть указать только в реестре по второй (новой) ссылке.
В реестре РЭП присутствуют и актуальные записи и архивные. Архивные подсвечены серым.
Что касается реестра российской промышленной продукции и реестра РЭП. Если товар включен в реестр российской промышленной продукции, это не подтверждает факт нахождения сведений о таком товаре в реестре РЭП. В соответствии с Правилами в целях включения радиоэлектронной продукции в реестр заявитель направляет в Минпромторг РФ заявление, которое рассматривается и только при положительном решении сведения о товаре включаются в реестр РЭП.
???В случае наличия технической возможности включение радиоэлектронной продукции в реестр осуществляется Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в течение 5 рабочих дней со дня выдачи заключения о подтверждении производства без соответствующего заявления (пункт 5 Правил).
2. Применение норм постановления Правительства РФ от 30.04.2020 № 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства» (далее – Постановление № 616).
В соответствии с требованиями Постановления № 616 для целей соблюдения запретов, установленных постановлением, не могут быть предметом одного контракта промышленные товары, включенные в Перечень товаров, утвержденный Постановлением № 616, и не включенные в него. Нужно ли соблюдать это правило, если               Постановление № 616 не работает на основании пункта 3 – исключения применения. 
Пунктом 3 Постановления № 616 предусмотрено 6 исключений, когда Постановление № 616 не устанавливается. Например,  закупка одной единицы товара, стоимость которой не превышает 300 тыс. рублей, и закупки совокупности таких товаров, суммарная стоимость которых составляет менее 1 млн. рублей (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 28, 50, 142, 145 и 147 Перечня). При такой закупке спецификация товара может содержать и другие наименования товаров, которые в Перечне товаров, утвержденном Постановление № 616, не значатся. 

3. Применение норм приказа Минфина России от 04.06.2018 № 126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Приказ № 126-н).
Представители ФАС РФ в очередной раз подтвердили, что для признания товара российским в рамках Приказа № 126-н достаточно декларирования, подтверждающие сведения или документы не требуются. Тот товар, который не подтвержден сведениями из реестров при применении, например, Постановления № 617 или Постановления № 878 приравнивается к иностранному. Однако в рамках действия Приказа № 126-н он считается российским, так как страна его происхождения указана участником закупки, а подтверждать дополнительными сведениями этот факт не требуется. При наличии среди заявок участников как российского, так и иностранного товара (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза) работают условия допуска, дающие преференции  товарам российского происхождения.

4. Специалисты ФАС РФ не считают нарушением Закона о контрактной системе искусственное дробление закупки с целью не применения Постановления № 616 (уменьшение НМЦК с целью попасть под исключения).
Рекомендуем очень осторожно относиться к такому выводу! Создание  участнику закупки преимущественных условий является нарушением в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

5. Срок действия выписки из реестра российской промышленной продукции, выписки из евразийского реестра промышленных товаров.
В соответствии с требованиями Постановления № 616 и Постановления № 617  сведения о номерах реестровых записей включаются в контракт. 
По истечении срока действия заключения о подтверждении производства или в случае отзыва заключения о подтверждении производства Минпромторг РФ исключает промышленную продукцию, на которую выдано заключение о подтверждении производства, из реестра российской промышленной продукции (пункт 26 Правил выдачи заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.07.2015 № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации»).
Устаревшие записи из реестра не удаляются. Если срок записи истек, она не подтверждает соответствие продукции требования постановлений.
Таким образом, при исполнении контракта, при передаче товара заказчику необходимо проверить актуальность реестровой записи. Если запись не актуальна, товар принимать нельзя. Если поставщик получил новую реестровую запись на поставляемый товар, Минпромторг рекомендует, и ФАС РФ с этим соглашается, внести изменения в заключенный контракт, воспользовавшись нормой части 7 статьи 95 Закона о контрактной системе ( по улучшенным характеристикам). В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком. Только после внесения изменений в контракт можно принять товар с новой реестровой записью, только с действующей выпиской.
???Однако номер реестровой записи не является характеристикой товара. Остается открытым вопрос актуальности сведений, подтверждающих соответствие продукции национальному режиму в случаях установления ограничений по Постановлению № 878, Постановлению № 102 и т.д., где сведения или номера  документов в контракте не указываются (номера реестровых записей из реестра РЭП, номера СТ-1). Управление направило соответствующие запросы. 

6. Действие новой нормы Закона о контрактной системе:
Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Специалисты ведомства пояснили, что Распоряжение Правительства РФ от 05.12.2022 № 3731-р «Об утверждении перечня специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов на 2023 год» к этой норме не применяется.

7. Применение КТРУ. Если в КТРУ есть вариативная  характеристика – «да» или «неважно» при выборе заказчиком последнего варианта в инструкции по заполнению заявки участнику необходимо объяснить, как заполнять значение этой характеристики, а при приемке заказчику принимать товар с различным вариантами (например с наличием или отсутствием какой-либо функции).

8. СРО при закупки строительства «под ключ». Законно требовать от участника закупки членство только в одном СРО – сведения о нем должны быть в  Едином реестре сведений о членах саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства и их обязательствах.

9. Если в заявке участника указано несколько стран происхождения товара. При установлении национального режима заявка, содержащая сведения о нескольких странах происхождения товара (РФ и иностранцы), приравнивается к заявке, содержащей сведения об иностранной продукции.

10. Выписка из реестра лицензий должна быть подписана электронной цифровой подписью.
Выписка из реестра лицензий, предоставляемая в форме электронного документа, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью лицензирующего органа либо в случае ведения реестра лицензий в государственной информационной системе электронной подписью указанной системы (пункт 25 Правил формирования и ведения реестра лицензий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 № 2343 «Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий»).

11. Установление единых требований к участнику закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Участник закупки в составе заявки декларирует свое соответствие, члены закупочной комиссии проверяют соответствие  участника закупки требованиям пункта 1 (специальная правоспособность), 7.1 (не привлечение к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 КоАП РФ), 10 (офшорность), 10.1 (иностранный агент) части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе. Если выявлены недостоверные сведения – отстранение по пункту 8 части 12 стать48 Закона № 44-ФЗ.

12. Установление дополнительных требований к участникам закупок по части 2 и части 2.1. статьи 31 Закона о контрактной системе.
Комиссия соответствие участников закупки дополнительным требованиям проверять должна, даже если оператор принял эту информацию и включил сведения о таком участнике в реестр участников закупок. Рассматривать информацию о дополнительных требованиях (часть 2 статьи 31) и универсальной предварительной квалификации (часть 2.1. стать 31) необходимо только из реестра участников закупок (не из заявки участника).
Если проводится электронный конкурс, документы, направленные в составе заявки  участника для оценки по критерию, не могут использоваться для целей допуска.

13. Размер обеспечения контракта.
Предельные значения размера обеспечения контракта использовать можно. Например, от одной второй процента до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта. Значит 30 процентов установить можно, не надо снижать до 29,9999.

14. Порядок применения критериев оценки в конкурсе в соответствии с  Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление № 2604).
При осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт, предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации такие критерии оценки как «расходы» и «характеристики объекта закупки» не применяются. 
По критерию оценки «квалификация участников закупки» показателем критерия может быть исключительно «наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта».
Как правильно указать сопоставимый объект и виды работ на нем?
В соответствии с подпунктом «в» пункта 31 Постановления № 2604 документом, подтверждающим опыт, устанавливается исполненный договор, предусматривающий выполнение работ на одном из следующих объектов, соответствующих объекту закупки:
объект капитального строительства (за исключением линейного объекта);
линейный объект, за исключением автомобильной дороги;
автомобильная дорога;
особо опасный, технически сложный и уникальный объект капитального строительства;
объект культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации.
То есть, если предмет закупки – строительство школы, то выбрать надо только  объект капитального строительства (за исключением линейного объекта).
Если предмет закупки - строительство автомобильной дороги, то выбрать надо автомобильную дорогу и т.д. 
Принимать к оценке опыта можно один или несколько из следующих договоров:
контракт, предусмотренный частью 16 статьи 34 Закона № 44-ФЗ (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства);
контракт, предусмотренный частью 16.1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ;
контракт, предусмотренный частью 56 статьи 112 Закона № 44-ФЗ;
договор, не относящийся к вышеуказанным контрактам, и предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
То есть, например, при проведении конкурса на строительство наружных сетей водоснабжения  по критерию оценки «квалификация участников закупки» показателем критерия может быть исключительно «наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта», а именно исполненный договор по строительству или реконструкции или капитальному ремонту линейного объекта, за исключением автомобильной дороги.
Требовать от участников конкурса подтвердить опыт исключительно договорами на строительство линейного объекта нельзя. 

15. Если заказчик нарушил процедуру одностороннего отказа от исполнения контракта, сведения об его контрагенте в РНП не включат!

16. Нужно ли устанавливать требования по части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе (дополнительные требования к участникам закупок)  при проведении закупки по части 12 статьи 93 Закона о контрактной системе (электронная закупка у единственного поставщика). 
В соответствии с частью 12 статьи 93 Закона о контрактной системе
 заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее ….
д) требования, предъявляемые к участникам закупки и предусмотренные частями 1 и 2 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ (при наличии).
При этом,  в соответствии с пунктом 3 постановления Правительства РФ от 29.12.2021 №2571 «О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации» положения настоящего постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Представители ФАС России заявили, что нормы Постановления № 2571 на закупки у единственного поставщика, проводимые по части 12 статьи 93 Закона о контрактной системе, не распространяются.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie