На сегодняшний день в пятерку самых узнаваемых входят следующие национальные проекты: «Демография» (77%), «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (76%), «Безопасные качественные дороги» (74%), «Здравоохранение» (73%), «Образование» (72%).
В целом за последние три года средняя информированность по отдельным мероприятиям нацпроектов выросла с 57% до 62%. Больше всего россияне знают о материнском капитале (98%, +5 п.п. с декабря 2020 г.), диспансеризации населения (92%, +6 п.п.), раздельном сборе и переработке мусора (90%, +1 п.п.), благоустройстве городской среды (89%, +8 п.п.) и расселении аварийного жилья (88%, +4 п.п.).
Топ-3 наиболее полезных для российского общества национальных проектов по версии наших сограждан (от числа знающих хотя бы об одном нацпроекте): «Здравоохранение» (31%), «Безопасные качественные дороги» (29%), «Жильё и городская среда» (19%).
Пользу от реализации нацпроекта «Здравоохранение» чаще видит молодёжь 18-34 лет (45-37%), россияне с хорошим материальным положением (38%), не имеющие детей (36%), а также проживающие в Центральном федеральном округе (36%).
«Безопасные качественные дороги» чаще звучат в ответах мужчин (35% vs. 25% женщин), представителей старшего поколения 60+ лет (35%), жителей городов с численностью 100-500 тыс. человек (38%), «Жильё и городская среда» – в ответах жителей городов-миллионников (28%) и работников коммерческой сферы (24%).
Национальный проект «Демография» актуален для молодых людей 25-34 лет (20%), с высшим и неоконченным высшим образованием (17%).
Польза от реализации проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» чаще заметна 18-34-летним (25-22%), жителям городов-миллионников (21%) и работникам коммерческой сферы (18%).
Каждый седьмой назвал полезным нацпроект «Демография» (14%), далее следуют «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (13%), «Образование» (12%). Каждому десятому видится польза от проектов в спорте, экологии, цифровой экономики, туризма и индустрии гостеприимства и культуры (по 10%). Еще 11% назвали успешными все реализуемые национальные проекты.
На открытый вопрос о наиболее полезных направлениях работы в течение последних четырех лет содержательно смогли ответить 73% россиян, что говорит об их высокой готовности замечать позитивные преобразования в обществе на фоне реализации национальных проектов. Двумя наиболее часто упоминаемыми нововведениями стали развитие дорожной инфраструктуры, повышение безопасности на дорогах (27%) и изменения в системе здравоохранения — повышение ее доступности, забота о защите здоровья, диспансеризация, повышение качества медицинского обслуживания, переоснащение медицинских учреждений (26%).
Хотя реализация национальных проектов находит позитивный отклик, очевидно, что предстоит еще немало сделать для повышения уровня благосостояния и качества жизни россиян. С этим солидарны и сами граждане: доля желающих продолжить реализацию национальных проектов в ближайшие пять лет варьируется от 72% до 98%. В число самых необходимых национальных проектов, по версии россиян, вошли следующие: «Здравоохранение», «Безопасные качественные дороги», «Экология» (по 98%), «Образование» (97%), «Жильё и городская среда», «Модернизация транспортной инфраструктуры», «Наука и университеты» (по
94%).