Целью оценки и управления профессиональными рисками является обеспечение безопасности и сохранение здоровья работника в процессе трудовой деятельности.
Оценка и управление профессиональными рисками является составной частью системы управления охраной труда организации, направленной на формирование и поддержание профилактических мероприятий по оптимизации опасностей и рисков, в том числе по предупреждению аварий, травматизма и профессиональных заболеваний.
Оценка риска является частью процесса менеджмента риска и представляет собой структурированный процесс, в рамках которого идентифицируют способы достижения поставленных целей, проводят анализ последствий и вероятности возникновения опасных событий для принятия решения о необходимости обработки риска.
Управление профессиональными рисками - комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков.
Оценка риска позволяет ответить на следующие основные вопросы:
• какие события могут произойти и их причина (идентификация опасных событий);
• каковы последствия этих событий;
• какова вероятность их возникновения;
• какие факторы могут сократить неблагоприятные последствия или уменьшить вероятность возникновения опасных ситуаций.
Кроме того, оценка риска помогает ответить на вопрос: является уровень риска приемлемым, или требуется его дальнейшая обработка?
Схема оценки и управления профессиональными рисками состоит из Идентификации опасностей и Определение действий по снижению риска.
Система управления профессиональными рисками является частью системы управления охраной труда работодателя и включает в себя следующие основные элементы:
• политика в области управления профессиональными рисками, цели и программы по их достижению;
• планирование работ по управлению профессиональными рисками;
• процедуры системы управления профессиональными рисками;
• контроль функционирования системы управления профессиональными рисками;
• анализ эффективности функционирования системы управления профессиональными рисками со стороны работодателя и его представителей.
Требования к организации и внедрению процедур системы управления профессиональными рисками
Работодатель в рамках системы управления профессиональными рисками должен обеспечить функционирование следующих процедур:
• обучения и подготовки персонала;
• идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков;
• управления профессиональными рисками;
• документирования системы управления профессиональными рисками;
• информирования работников и их участия;
• подготовки к аварийным ситуациям и реагирования на них.
Уровень профессионального риска характеризует:
• вероятность (частота для данной профессиональной группы работающих за определенный период времени) наступления страховых случаев, приводящих к утрате заработков из-за несчастных случаев на производстве;
• виды (нозология) и продолжительность повреждения здоровья (утраты трудоспособности);
• набор компенсационных выплат, медицинских и реабилитационных услуг, требующихся для конкретной профессиональной группы работающих.
При определении уровня профессионального риска оценка условий труда на рабочих местах по гигиеническим критериям является предварительной и должна дополняться оценкой фактического его воздействия на состояние здоровья работающих с использованием медико-статистических показателей уровней профессиональной заболеваемости и тяжести их последствий.
Взаимосвязанные процедуры системы управления профессиональными рисками
• Выявление, оценка и учет вредных и опасных факторов производственной среды (факторов профессионального риска).
• Разработка и обоснование мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда.
• Внедрение и контроль исполнения мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда.
• Контроль факторов профессионального риска.
• Подготовка корректирующих действий.
Постановление Правительства РФ от 17 августа 2016 г. № 806 установило новый порядок отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к определенной категории риска или опасности — риск-ориентированный подход. Это метод организации и проведения государственного контроля, при котором выбор формы, продолжительности и периодичности проверок зависит от того, к какой категории риска и классу опасности относится предприятие.