
Большое количество двухколесной техники, приводимой в движение электродвигателем, может ввести в заблуждение при покупке. Визуально двухколесные ТС могут выглядеть как безобидные самокаты, велосипеды, мини-скутеры, которые по техническим характеристикам могут быть приравнены к мопедам. Как известно, на территории РФ, с 2015 года, для управления мопедами и скутерами необходимо наличие водительского удостоверения. Приравнивание по техническим характеристикам множества средств передвижения к мопедам запрещает им передвигаться в местах передвижения пешеходов.
Дело в том, что 1 марта 2023 года, вступили изменения в ПДД РФ относительно введения такого термина как СИМ (средство индивидуальной мобильности) и соответствующих для них требований к передвижению, в том числе допустимости выезда на правый край проезжей части. Водитель СИМ имеет право выехать на проезжую часть и обязан это сделать если, он старше 14-ти лет, на дороге отсутствует полоса для велосипедистов, или велодорожка, на участке установлена максимально допустимая скорость 60 км/ч, масса СИМ более 35 кг, развиваемая скорость превышает 25 км/ч. Таким образом, новые двухколесные ТС, вроде как бы, не требуют прав и позволяют, свободно передвигаясь по дорогам с соблюдением ПДД для велосипедистов. Немаловажно, что большинство граждан предполагают, что за остановку на таком ТС в «нетрезвом состоянии» максимум, что грозит это штраф 1500 рублей, по ч.3 ст. 12.29 КоАП РФ. Под эту марку многие граждане, либо по незнанию, либо умышленно лукавя, стали покупать в личное пользование подобные средства передвижения. При этом, у некоторых электроскутеров, электросамокатов, электровелосипедов мощность электродвигателя достигает до 1000 Ватт (1 кВт), скорость движения достигает до 50-60 км/ч, фактическая масса (без нагрузки) 50 кг, запасом хода после полной электрозарядки до 60 км.
Не остались в стороне и электровелосипеды, которые имеют аналогичные технические характеристики по мощности электродвигателя и развиваемой скорости.
Исходя из технических возможностей новоявленных «СИМ» и электровелосипедов, отчетливо видно, что характеристики соразмерны с мопедами и скутерами, для управления которых необходимо наличие водительского удостоверения.
В целях предупреждения ДТП с участием и по вине водителей аналогичных ТС, с 2022 года, на территории РФ, в административной и уголовной практике судопроизводства, имеются прецеденты признания виновности водителей электросамокатов, электроскутеров, за совершение ими административных правонарушений предусмотренных ч.1 ст.12.26 КоАП РФ (отказ на законное требование сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения) ч.1 ст. 12.8 КоАП РФ (управление ТС в состоянии опьянения), ст.12.7 КоАП РФ (управление ТС лицом, не имеющим права управления), ст. 264.1 УК РФ (повторное управление ТС в состоянии опьянения).
При вынесении постановлений, все суды ссылаются:
- пункт 1.2 ПДД РФ, согласно которого: «механическое транспортное средство - транспортное средство, приводимое в движение двигателем. Мопед - это двух или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 кубических сантиметров, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадроциклы, имеющие аналогичные технические характеристики»;
-пункт 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 года N 20 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". В постановлении Пленума ВС разъяснено, что под транспортными средствами в главе 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях понимаются: подлежащие государственной регистрации автомототранспортные средства с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час; подлежащие государственной регистрации автомототранспортные средства с максимальной мощностью электродвигателя более 4 киловатт и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час; подлежащие государственной регистрации прицепы к указанным автомототранспортным средствам; трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины; транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право (например, мопед);
- Решение Комиссии Таможенного союза от 09 декабря 2011 года N 877 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (вместе с "ТР ТС 018/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности колесных транспортных средств") к категории L - Мототранспортные средства относятся, в том числе мопеды, мотовелосипеды, мокики, в том числе: категория L1 - двухколесные транспортные средства, максимальная конструктивная скорость которых не превышает 50 км/ч, и характеризующиеся: в случае двигателя внутреннего сгорания - рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 см3, или в случае электродвигателя - номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт.
Вот примеры признания судами, вины водителей электросамокатов, электровелосипедов: за управление без водительского удостоверения и в нетрезвом состоянии:
-Постановление Верховного Суда РФ от 18.04.2023 N 48-АД23-8-К7 от 18.04.2023 г. по ч. 2 ст. 12.7 КоАП РФ в отношении водителя электросамокат "KugooKirinM2+, г. Челябинск
-Постановление Верховного Суда РФ от 26.02.2024 N 9-АД24-2-К1 по ч.2 ст. 12.7 КоАП РФ в отношении водителя электровелосипеда iconBIT XLR 3043, г. Кстово Нижегородской области.
-Постановление седьмого кассационного суда общей юрисдикции N 16-6122/2023 от 26.12.2023 г., по ч.1 ст.12.8 КоАП РФ, в отношении водителя электросамокат Kugoo Kirin M3, г. Лысьва Пермского края
-Постановление третьего кассационного суда общей юрисдикции N 16-6447/2023 от 20.11.2023 г., по ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ, в отношении водителя электросамокат "Kugoo М5", г. Санкт Петербург
Помимо этого, 28.05.2024 г., МО МВД России «Новозыбковский», Брянской области возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ст. 264.1 УК РФ в отношении водителя электроскутера Kugoo Kirin V Pro.
В целях активности продаж, производители, продавцы могут умышленно скрывать на данных транспортных средствах названия марок, моделей, тех. характеристики, также как и сами покупатели, которые, во избежание ответственности, преднамеренно отрывают наклейки и не предоставляют сервисные книжки, иные документы выдаваемые на право собственности ТС в торговых точках.
Если при задержании водителя, инспектор ГИБДД не может определить технические характеристики электросамоката, электроскутера, электровелосипеда, то обнаружив административное правонарушение, такое как управление электроскутером, электровелосипедом, электроскутером, требующих наличие водительского удостоверения, в том числе под управлением несовершеннолетнего, либо водителя имеющего признаки опьянения, вправе вынести постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по: ч.1, ч.2, ч.3, ст. 12.7 КоАП РФ, ч.1, ст. 12.1 КоАП РФ, ч.1, ч.2 ст. 12.26 КоАП РФ, ч.1, ч.3 ст. 12.8 КоАП РФ; после чего составить протокол о задержании ТС и поместить его на штраф стоянку, для проведения технической экспертизы, установления собственника и в конечном итоге, принятия законного решения соответствующего статье, по которой возбуждено дело об А/П.